С киноаппаратом в бою             

АВТОР:

Микоша Владислав Владиславович

 

Город            Саратов

Дата рождения            08.12.1909

Награды и регалии            Ордена Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" IV степени 

Биография

 Родился 8 декабря 1909 года в городе Саратове. Отец, Владислав Владиславович (ум.1918), - штурман дальнего плавания, затем капитан дальнего плавания. Мать, Вера Ивановна (ум.1974), после смерти мужа работала монтажницей в "Совкино" в кинопрокатной конторе. Супруга, Фирсова Джемма Сергеевна (1935 г. рожд.), - кинорежиссер, актриса, журналист, военный историк, лауреат Ленинской премии (за участие в 20-серийной киноэпопее "Неизвестная война"), лауреат Государственной премии СССР (за документальный сериал "Зима и весна сорок пятого"). Сын от первого брака, Микоша Владислав Владиславович (1946-1991), работал на Центральной студии документальных фильмов. 

Детство Владислава Микоши прошло на Волге. Он увлекался живописью, учился музыке, занимался воздушной акробатикой, в десять лет переплывал Волгу, мечтал о море - хотел стать, как отец, капитаном дальнего плавания. Потом, когда пошел работать киномехаником в кинотеатр "Искра", увлекся кино. Но в 1927 году все же поехал поступать в мореходное училище в Ленинград. По иронии судьбы он, ходивший всю зиму без пальто и шапки, закаленный и спортивный, в дождливом Ленинграде простудился и не прошел медицинскую комиссию. Пришлось вернуться в Саратов, в свой кинотеатр. 

К тому времени Владислав Микоша уже знал и другие дороги к дальним странам: его увлекли документальные фильмы ("видовые", как тогда их называли) Роберта Флаэрти - "Нанук с севера" и "Моана южных морей", которые он, "открутив" в своем кинотеатре, бегал смотреть в другие, - где они еще шли. (Позже, став оператором, Владислав Микоша чудесным образом повторит маршруты Флаэрти: север - в работе над фильмом "Челюскинцы", юг - в съемках фильмов "По Индонезии" и "Сто дней в Бирме"). А тогда, решив для себя уже не возвращаться в Саратов с поражением, в 1929 году поехал в Москву - поступать в Государственный кинотехникум (ныне Всесоюзный государственный институт кинематографии). 

На операторский факультет, куда он пришел, надо было принести свои фотоработы. Микоша явился без них и наивно заявил, что он не умеет снимать фото, но быстро научится. Все это должно было закончиться позорным изгнанием. Но Микошу спас заведующий кафедрой профессор Иван Александрович Боханов. Он отстоял его и принял на операторский факультет. 

В 1931 году, еще будучи студентом, Микоша был принят кинооператором Союзкинохроники, получил киноаппарат "Акелей" и начал снимать. Его первой серьезной работой была секретная и мучительная для него съемка разрушения Храма Христа Спасителя. Эту антиисторическую акцию он отснял один - от возведения забора вокруг храма до его взрыва. ВГИК он окончил в 1934 году, получив квалификацию "кинооператор". 

Начались бесконечные съемки, поездки... Становление Магнитки, закладка Шарикоподшипника, открытие ВСХВ, строительство Черноморского флота, спасение челюскинцев, проводы экспедиций на Северный полюс, легендарные перелеты Чкалова и Громова в Америку, визиты в Москву Бернарда Шоу, Ромена Роллана, Анри Барбюса... 

С началом Великой Отечественной войны Владислав Микоша - на фронте. Всего войну, от Баренцева моря до Черного, снимали 252 фронтовых кинооператора. В боях погиб каждый пятый. Почти все оставшиеся в живых ранены или контужены. Один из тех, кто дожил до Победы - Владислав Микоша. Война для него - это прежде всего Черноморский флот - его любовь, и Севастополь - его боль. Сначала была оборона Одессы, потом - Севастополя. На Малаховом кургане, на Херсонесском аэродроме, на батарее Лещенко и в 7-й бригаде морской пехоты, на кораблях и катерах-охотниках и в рейде легендарного севастопольского бронепоезда - всюду рядом были два друга, два кинооператора - Дмитрий Рымарев и Владислав Микоша. Кроме них, на кораблях Черноморского флота снимали фронтовые операторы А.Смолка, Ф.Короткевич, А.Кричевский, Г.Донец. Но это была именно "корабельная" киногруппа. Д.Рымарев и В.Микоша - "сухопутная", севастопольская. Владислава Микошу, тяжело контуженного, уже без сознания, на подлодке вывезли из Севастополя последним. 

Вот как вспоминает Микошу того времени в своей книге "Севастопольский бронепоезд" бывший старшина группы пулеметчиков бронепоезда "Железняков" Н. А. Александров: "...Владислав Микоша - небольшого роста, с постоянной улыбкой на умном обаятельном лице - не раз появлялся еще в окопах Одессы, снимая на пленку героические действия морской пехоты... Потом Микоша до последнего дня находился на Ишуньских позициях. Это его фильм "Героический Севастополь" смотрели железняковцы, восхищаясь мужеством не только морских пехотинцев, идущих в атаку, но и самого кинооператора, снимавшего в гуще боев...". 

Об отчаянной смелости Микоши ходили легенды. Тысячи метров отснятой кинопленки, фотографии и статьи в "Правде", "Известиях", "Комсомолке", спецкором которых был кинооператор, фотокорреспондент и журналист Владислав Микоша, - результат его работы в годы Великой Отечественной. Таких "многостаночников", совмещавших в себе все эти журналистские ипостаси было среди фронтовых кинооператоров всего трое: Роман Кармен, Марк Трояновский и Владислав Микоша. 

"Ночь такая темная, какие бывают только на юге. Теплая, тихая. Все сковано тяжелым сном. Осажденный город спит настороженно, скрытый непроницаемым мраком. Даже море, всегда шумное, вдруг замерло. Полный штиль. Звезды, отраженные в нем, рассыпались неясными сочетаниями каких-то новых, незнакомых созвездий. 

Враг, залегший в глубоких окопах, не спит, притаился, выжидает. Враг нервничает. Темные ночи на чужой земле обманчивы. Изредка, боясь нападения, он освещает переднюю линию фронта дрожащим светом ракет. Ночь от этого становится еще темнее и непрогляднее.

Наступает туманный рассвет. К низко аккомпанементной музыке орудий и минометов присоединяется более высокая мелодия пулеметов, автоматов и винтовок..." 

Это строки из репортажа с фронта спецкора "Правды" В. Микоши "Севастополь дает отпор", напечатанного в газете 7 апреля 1942 года. Так он видел войну, и это ни на кого не похожее видение ценили и в редакциях газет, и в монтажных Центральной студии документальных фильмов. 

"Про военные съемки Микоши справедливо сказать, что они сразу - и быт и поэзия... На пленке кинодокументов, снятых Микошей, всегда присутствует температура события", - писал один из режиссеров киноэпопеи "Великая Отечественная" Лев Данилов. 

"Черноморцы", "Героический Севастополь", "Битва за Севастополь", "День войны" - фильмы, в которые вошли севастопольские материалы В.Микоши и его друга Дмитрия Рымарева.

 

С киноаппаратом в бою ч.1

С киноаппаратом в бою ч.2


   
Экстремальный портал VVV.RU